Пассажи и атриумы в структуре торговых зданий

Пассаж, как тип общественного комплекса, за свою более чем 200-летнюю историю развития нашел широкое распространение в мировой градостроительной практике.

Развитие пассажей объясняется целым рядом их преимуществ перед другими формами торговли и прежде всего их особой привлекательностью для людей благодаря комфорту и комплексности обслуживания, сочетанию в себе различных функций, экономии времени на покупки и услуги, общей благоприятной среде для различных видов деятельности [5].

 

Одним из самых знаменитых торговых зданий с атриумом является ГУМ. Атриум в нем укрывает три продольные и две поперечные торговые галереи. Под пологим атриумом находятся и торговые ряды Петровского пассажа.

С развитием строительной технологии, совершенствованием форм розничной и оптовой торговли, ростом населения крупных городов и целым рядом социальных и технических достижений, проектирование пассажей, особенно в составе крупных торговых центров, приобретает сложный специализированный характер. В то же время качественные характеристики пассажей, как типа, параметры и элементы пространственных зон, принципы организации и ситуации применения непрерывно совершенствуются. Не прекращается развитие системы композиционных принципов, которая связана с возникновением новых интегрированных типов зданий с включением пассажей как связующих элементов с центральной или коммуникативной нагрузкой, усложнением эмоциональных требований к внутренним пространствам, развитием градостроительства и научным исследованиям транспортных и грузовых потоков, изменением эстетических представлений и самих элементов архитектуры. [2]

gus01.jpg

Понятие «пассаж» появилось раньше, чем «молл», и ассоциируется преимущественно с европейскими пассажами ХIХ века, образованными на основе бывших оживленных городских улиц, превращенных со временем в специализированные торгово-пешеходные пути. Планировки пассажей единообразны: представляют собой вытянутые в плане протяженные пространства, расположенные как в одном ярусе, так и в нескольких. Пассажи, как правило, перекрыты светопрозрачными конструкциями, обеспечивающими проникновение естественного света в интерьеры. В современной жизни пассажи могут использоваться для торговли, когда существует потребность в создании архитектурного объекта с историческим обликом, или являться фрагментами наиболее сложных коммуникационно-рекреационных пространств.

Объектом проектирования в архитектуре всегда является пространственная форма. Множество функций проектируемого объекта подразумевает многообразие пространственных форм. Для того, чтобы все элементы сложного комплекса были органично связаны, часто возникает необходимость включения в планировку здания объединяющий элемент – атриум. Главной системообразующей проблемой формирования крупного городского пассажа является создание функционально-пространственного единства связанных с ним объектов, которое в свою очередь обусловлено внутренними и внешними связями.

Внутренние факторы определяют целостность объекта как организма и гармонию этой целостности. Внешние же факторы выражают связи объекта с окружением.

Другими задачами, направленными на улучшение условий работы продавцов и эмоционального состояния посетителей, являются задачи снижения психофизиологического дискомфорта в пассажах. Их решение основано на использовании функциональных особенностей атриума, его способности обеспечивать внутренние пространства естественным светом и вентиляцией. Наибольший эффект достигается в случаях, когда всем внутренним помещениям обеспечивается вид на атриум.

Внутренне пространство пассажа, как и всякое архитектурное пространство, состоит из различных «освоенных» человеком фрагментов, которые специфически воздействуют на него и друг на друга. Возникают специфические зоны различной насыщенности и значимости, например, атриумные помещения, большой зал и крохотные пространство любимого кафе, магазина. Отсюда проявляется вторичная структура того же внутреннего пространства как следствие его ситуативной неоднородности для воспринимающего. При этом необходимо учесть также многообразие моделей поведения и их развитие во времени. Корпуса Центра международной торговли и научно-технических связей с зарубежными странами на Краснопресненской набережной в Москве соединены внутренними улицами, перекрытыми стеклянными сводами и раскрывающимися во внутренние же "площади" – атриум и просторные вестибюли. Гармоничное единство внутренней среды пассажа обеспечивается выполнением двух условий: пространственной целостности коммуникационного остова, то есть торгово-пешеходного молла, и вариабельности пространственных структур составляющих предприятий (на основе гибкой планировки и универсальности конструктивных решений).

Иерархия пространственных зон и фрагментов в композиционном отношении строится на основе главных направлений движения посетителей с учетом различных моделей их поведения. Система композиционных осей определяется осями и доминантами архитектурного окружения [6]. Удачным примером архитектурного решения развитого многофункционального пространства с включением пассажей и атриумов является общественно-торговый центр на Манежной площади, где посредством этих элементов создана органичная связь внутренних и внешних пространств (вид на Летний сад и Кремль).

Композиционное взаимодействие пространственных зон пассажа осуществляется посредством граничных элементов — точек перехода из одной пространственной среды в другую: из интерьера во внешнее пространство, из замкнутого внутреннего двора или атриума в торговый пассаж и т.д. Фиксация таких точек планировочными и объемными средствами способствует упорядочению зрительного восприятия, формированию у посетителя устойчивого образа в виде запоминающихся, художественно полноценных композиций.

Важнейшее значение для композиции внутреннего пространства имеет система его освещения, выбираемая в каждом случае индивидуально в зависимости от характера сооружения, контингента посетителей, а также от целей освещения, методов экспозиции, предполагаемых затрат и пр. [4].

С композиционной точки зрения наибольший интерес представляют решения, в которых выражена попытка синтезировать систему естественного освещения и архитектуру. Большинство таких композиций связано со специфическими решениями перекрытий. В отличии от традиционного торгового пространства с плоским подвесным потолком и однородным искусственным освещением, все чаще используются плавные линии сводов, оболочек, а также наклонные перекрытия. Благодаря этому облегчается устройство фонарей верхнего света, обеспечивается разнонапряженная световая среда, интерьеры приобретают своеобразие и неповторимость.

Так, еще в торговом центре в Кэидене (Великобритания) архитектором Н. Гримшоу используется система ферм арочного типа, перекрывающая огромное нерасчлененное пространство торговых залов. Подвесной потолок, повторяющий форму арки, ограничивает высоту в пределах от 2,75 до 5 м. Мягкость плавного очертания потолка создает в интерьере приятную световую среду благодаря равномерному изменению освещенности. Отдельные участки, фрагменты экспозиции и входы дополнительно освещаются направленными источниками и боковым естественным светом через обширное остекление фасадов.

Современным примером пассажа стали и торгово-пешеходные мосты. Первый подобный переход-пассаж в Москве соорудили в 1997 году. Им стал мост «Багратион», перекинутый через Москва-реку и соединивший две центральные части города — престижные жилые районы Кутузовского проспекта и активно растущий деловой центр «Москва-Сити» на Краснопресненской набережной. Два уровня моста представляют собой современный торгово-рекреационный комплекс. Первый — это застекленная крытая галерея с травалаторами (движущиеся тротуары), второй уровень частично застеклен, а серединная часть пролета служит открытой смотровой площадкой.

Пассаж, благодаря прозрачным перекрытиям, как и улица, относится к многосветному пространству с постоянно меняющимся освещением, что особенно оживляет среду, устанавливая дополнительные эмоциональные связи с посетителем и делая его еще более привлекательной для человека [1].

Привлекательность для посетителей естественного освещения очевидна. Как правило, оно широко используется на открытых участках торговых моллов и атриумов и в виде фонарей — в торговых залах. Атриум можно уподобить "световоду". Проемы прилегающих к нему помещений можно уподобить "выходам", но общее давление светового потока зависит от характера поверхностей стен, которые играют важную роль в процессе распределения света сверху вниз, вплоть до нижнего яруса.

Первое и стратегически наиболее важное с точки зрения освещенности решение касается размеров и пропорций атриума. Соотношение длины, высоты и ширины его определяет ослабление освещенности на различных уровнях. Чем менее яркое небо в данном климатическом поясе, тем шире должен быть световой двор или атриум, чтобы обеспечить достаточным количеством света нижний уровень.

Не менее важной является отражающая способность внутренних стен. Для нижних уровней и помещений в роли "неба" выступает, прежде всего, противоположная, отражающая верхний свет сторона атриума. Если стены атриума сплошь стеклянные или целиком раскрываются, то до нижнего уровня сможет дойти очень незначительная часть верхнего света. Напротив, в случае теоретически идеального двора со сплошными стенами, имеющими хорошие отражающие свойства, свет пойдет, как в световоде, из стеклянного волокна и дойдет до нижнего уровня почти столь же интенсивным. Замечено, что высокий уровень естественного освещения притягивает людей больше, чем искусственно освещенные витрины, что еще раз подтверждает особую привлекательность пассажа по сравнению с другими решениями торговых зданий.

Еще одним из основных элементов, в которых закономерности композиционного подхода к проектированию пассажей наиболее очевидны, является организация взаимосвязи внутреннего и внешнего пространств.

Анализ различных форм взаимодействия внутренних и внешних пространств, позволяет выявить закономерности и границы взаимовлияния, классифицировать его формы, конкретизировать систему композиционной оценки торгового пассажа в целом с точки зрения единства композиции интерьеров и внешней среды.

  1. Внутреннее пространство пассажа — это сложная структура, которая не может рассматриваться как самостоятельный объект, а должна быть частью единой городской среды, представляющей собой ансамбль
  2. Развитие связей между внутренним и внешним пространствами пассажа не должно нарушать необходимой обособленности, определяемой в каждой пространственной зоне характером деятельности и условиями восприятия.
  3. Идея внешнего пространства присутствует внутри пассажа благодаря чувству направленности движения. Направления складываются как продолжения осей городского окружения.

При наблюдении молла-пассажа или атриумного зала с высоты, например, галереи, текстура диагональных линий исчезает, но проступает планировка основных структурных ячеек и таким образом возникает как бы новая «сверхструктура», придающая полноту наблюдаемому фрагменту.

Подобная иерархия главных и вторичных текстур достигается изменением поверхностей внутренних «экстерьеров», то есть внутренних фасадов моллов и атриумов, с изменением дистанции их наблюдения. Визуальная непрерывность, обеспечиваемая планировочными средствами, позволяет посетителю видеть одновременно только текстуру первого или второго порядка, но не обе вместе. Таковы принципы взаимосвязи внутренних и внешних пространств.

Однако, проводя аналогии между улицей и пассажем, площадью и атриумом, нельзя не сказать о разнице в восприятии пространств различного объема. Даже при постоянной скорости перемещения посетителя, скорость движения в увеличенном объеме воспринимается менее реальной, что подсознательно подталкивает его к необходимости снизить скорость или остановиться. Такая рефлекторная реакция человека на размеры окружающего его пространства подталкивает к созданию дополнительных стимулов для остановки, например, на создание в подобном месте ресторана или небольшой сцены, возможно размещение рекламы или информационных щитов, так как в таком месте им будет уделено гораздо больше внимания. Даже входя с улицы в пассаж, центральный вход которого представляет единую с улицей ось, посетитель все равно непроизвольно начинает двигаться медленнее и обращать больше внимания на элементы окружения (в т.ч. на витрины). Таким образом можно сказать, что идея торговой крытой улицы становиться гораздо привлекательней с точки зрения привлечения внимания потенциальных потребителей к товарам и услугам, предоставляемым на данной территории.


Источник:

  1. Архитектурное проектирование общественных зданий. – М., Стойиздат, 1985.
  2. Тареев В.М. Новые пассажи в старых домах / В.М. Тареев // Ленинградская панорама – 1986. – № 2. – С. 23–25
  3. Гордина Е.Ж. Атриумные пространства в высотных зданиях. Этапы развития / Е.Ж. Гордина // Архитектон: известия вузов. – 2009 – №28.
  4. Саксон Р. Атриумные здания / пер. с англ. А.Г. Раппапорта; под ред. В.Л.Хайта. – М.: Стройиздат, 1987. – 138с.
  5. Московские пассажи вчера, сегодня, завтра
  6. Коммуникационно-рекреационные пространства торговых центров: научные определения
 
© 2017 Проектная компания Аркос      
     
Контактная информация:
ООО "Проектная компания АРКОС"
г. Москва Ул. Куусинена д. 19 А
Телефон:+7 495 782-01-45
E-mail: info@arkos-proekt.ru