«Всевидящее око» стадиона «Динамо»

10.02.2011 12:01

Сегодня одной из самых обсуждаемых тем в строительном мире является проект реконструкции стадиона «Динамо» в Москве. Проект разработан мастерской №19 «Моспроекта-2» им. М. В. Посохина совместно с голландским архитектурным бюро Erick van Egeraat Architects.

Летом прошлого года этот проект победил на международном закрытом архитектурном конкурсе. Российско-голландский проект комплекса вызвал одновременно восхищение и серьезную критику экспертов из-за предложенного сложнейшего конструктивного решения.

Интересным фактом является то, что обязательным условием конкурса было участие объединенных российско-европейских архитектурных команд.

Банк ВТБ (организатор конкурса) одним из первых пригласил известного архитектора Эрика ван Эгераата (как гаранта яркости и нетривиальности конечного проекта) в паре с московским институтом «Моспроект-2». Руководитель «Моспроект-2» Михаил Посохин привлек к работе над проектом реконструкции стадиона «Динамо» мастерскую Александра Асадова №19.

Как рассказывает Михаил Посохин, перед ними одной из первых задач стало полное сохранение периметра старого стадиона как исторического памятника города: «Напомню, в то время постоянно шли обсуждения, какие части «Динамо» можно сломать или разобрать, а мы кардинально решили эту проблему».

Из двух месяцев отведенных на создание конкурсного проекта по реконструкции первые две недели каждое бюро работало само по себе. Российская команда во главе с Александром Асадовым и Михаилом Посохиным в первых же эскизах наметила основную концептуальную идею: новый стадион планировалось разместить в историческом периметре стадиона «Динамо» и накрыть его кровлей, выполненной в стиле хайтек.

За счет срезанной кровли со стороны Ленинградского шоссе на трассу новый стадион будет смотреть огромный «оком» медиа-фасада. С привлечением к проекту небольшой части Петровского парка, Посохин и Асадов превращали парковую зону в многофункциональную и многоуровневую озелененную структуру. Одним словом, в основу проекта заложена идея мирного сосуществования природы, истории и высоких технологий.

В конце марта прошлого года с данным проектом семейство Асадовых отправилось в Роттердам на встречу с Эриком ван Эгераатом.

На первой же встрече Андрей Асадов понял, в чем заключается принципиальное отличие российского и голландского подходов к осуществлению проекта данного рода:

«В то время как мы работали над формой и ее взаимоотношениями с существующим контекстом, наши голландские коллеги занимались вопросами маркетинга».

Одним из приоритетов технического задания по реконструкции стадиона «Динамо» является сохранение существующего парка. Эрик ван Эгераат перед своими коллегами поставил задачу выявить возможность вообще не застраивать примыкающую к нему территорию.

«Иными словами, голландцы в самую первую очередь попытались решить сложнейшую математическую задачу под названием «как впихнуть невпихуемое», то есть уместить в исторический периметр стадиона и обе новых арены, необходимых заказчику, и 20 тысяч квадратных метров торгово-коммерческих площадей» - делится впечатлениями Андрей Асадов.

Идея Эрика ван Эгераата заключалась не в том, чтобы сохранить несколько гектаров зеленых насаждений, а прагматичная мысль, что один лишь футбольный стадион не способен приносить прибыль в течение всего календарного года и работать на город. Окупиться этот проект сможет лишь при наличии дополнительных объектов: досуговые учреждения, торговые площади, а также вторая спортивная арена.

Поначалу российских архитекторов крайне смутил предложенный проект, но потом они согласились с тем, что подобный риск может стать оправданным и станет ключевым элементом успеха.

«Мы понимали: или пан или пропал, - говорил Андрей Асадов. - Жюри или бы сразу сняло подобный проект с рассмотрения, как не соответствующий программе конкурса, или бы мгновенно выдвинуло его в лидеры как наиболее смелый и предвосхищающий потребности города».

Голландские архитекторы одобрили идею российской команды сохранить весь исторический периметр и придать яркий и запоминающийся архитектурный облик многофункционального комплекса. Также им понравилась идея предложенная Посохиным и Асадовым о фасаде в форме «всевидящего ока».

Архитекторы приняли единодушное решение изменить ось главного футбольного поля. Все дело в том, что современные футбольные стадионы должны ориентироваться по оси «север-юг» для того, чтобы закатное солнце не стало помехой для футбольных команд при игре. Стадион «Динамо» был построен более 80 лет назад с ориентацией по оси «восток-запад». Так как он является стадионом-памятником УЕФА, для него сделали исключение. Но команда архитекторов рассудила, что комфорт игровых команд – более важный фактор. Чтобы стадион соответствовал интересам объекта исторического наследия и футболистов, архитекторы нашли компромисс - в своем проекте они подняли футбольное поле над историческим периметром.

Команда архитекторов разместила многоуровневый торгово-развлекательный комплекс в существующем объеме «Динамо». Крыша стадиона в проекте превратилась в центральное фойе обеих арен.

Архитекторы столкнулись с трудностями. Конструктивистские стены не способны одновременно выдержать вес двух чаш. Для выхода из сложившейся ситуации, конструкторы привлекли к работе над проектом авторитетную немецкую компанию Bollinger + Grohmann в качестве консультанта. Совместно с ними была разработана схема: в торговой зоне будут возведены новые несущие стены, а по краям старого футбольного поля установлены мощные фермы с опорами-эскалаторами. Стены и фермы соединяются между собой балками, а на них впоследствии опираются поперечные стены, которые поддерживают трибуны и крыши двух арен. Увенчивает эту сложнейшую конструкцию гексагональная сетчатая оболочка над главным футбольным полем с раздвигающейся крышей.

Металлические ячейки кровли заполнены тефлоном, а структурой, формой и внешне напоминают голову змеи. Как говорят архитекторы о своей идее, шестигранная форма ячеек является символом футбольного мяча.

Кардинальную реорганизацию схем автомобильных и пешеходных связей стадиона повлекло размещение арен над торгово-развлекательным комплексом. Вдоль восточного и западного фасадов исторического объекта размещается целая система разнообразных пандусов. Среди них пологие пандусы для пешеходов, спиральные - для автомобилей, один пандус для заезда пожарной техники и один для персон VIP-статуса. Рядом с расположенными ближе к Ленинградскому шоссе выходами из метро и под стадионом нашел место новый транспортный узел архитектуры - Трансферум – вместительная перехватывающая парковка.

Говоря начистоту, авторы проявили немалую вольность, ведь, как и с участком парковой зоны, подземное пространство над станцией глубокого заложения не было предметом конкурсного проектирования. Такое решение обеспечило совместному проекту Посохина и Эгераата одобрение со стороны инвесторов, так как он позволяет реализовать будущей «ВТБ Арене Парк» огромное количество дополнительных площадей.

 

 
© 2017 Проектная компания Аркос      
     
Контактная информация:
ООО "Проектная компания АРКОС"
г. Москва Ул. Куусинена д. 19 А
Телефон:+7 495 782-01-45
E-mail: info@arkos-proekt.ru