Согласование проектных решений
Контроль за правильностью применения в проектах норм строительного проектирования выполняют органы государственного надзора: Комитет архитектуры и градостроительства; городское управление по чрезвычайным ситуациям; городской или районный центр гигиены и эпидемиологии; организации, отвечающие за эксплуатацию инженерных сетей и сооружений, и др.
Иногда документация выполняется с обоснованными отступлениями от действующих норм и правил или предлагаются решения, на которые нет утвержденных норм и правил.
В обоих случаях требуется получить согласие органов государственного надзора и экспертизы.
Организации, выдавшие на предпроектном этапе технические условия на получение воды, тепла, газа, электроэнергии, прокладку коммуникаций, проверяют на этапе согласования выполнение своих предписаний. Например, все проекты на строительство и реконструкцию зданий, сооружений, инженерных сетей подлежат на всех стадиях разработки обязательному согласованию с Комитетом архитектуры и градостроительства. Здесь рассматривают:
- соответствие проекта разрешительной документации исходным данным на проектирование;
- полноту согласования со всеми заинтересованными организациями и ведомствами;
- качество архитектурных, объемно-планировочных и инженерно-транспортных решений.
Положительное заключение Комитета по проектной документации является основанием для ее последующего рассмотрения органами государственной экспертизы.
Экспертиза проектов.
До утверждения проекты и сметы должны пройти обязательную государственную вневедомственную экспертизу, т.е. проверку соблюдения требований надежности, пожаро- и взрывобезопасности, рационального использования топливно- энергетических, сырьевых и природных ресурсов, а также градостроительных, социальных, экологических и санитарно- гигиенических требований.
Получив проекты, специалисты органов экспертизы изучают: экономическую целесообразность возведения нового объекта, соответствие технологических процессов и оборудования новейшим достижениям науки и техники, правильность решения генплана предприятия или отдельных зданий и сооружений, соответствие архитектурно-строительных решений требованиям технологии производства продукции и современному уровню строительной техники и индустриализации строительства, конструктивные решения, правильность определения сметной стоимости строительства и др. Анализу подвергаются все чертежи, разделы и главы проектно-смежной документации.
По итогам проверки составляется заключение. Если в нем рекомендуются изменения проектных решений, то указываются обоснования этих изменений, а также ожидаемый эффект от их реализации. В общих выводах проект рекомендуется к утверждению или принимается решение о возвращении его проектировщикам для доработки.
Доработка проекта чаще всего происходит по следующим причинам: применение недостаточно прогрессивных технологических решений, нерациональных генпланов предприятий и объемно-планировочных и конструктивных схем; недостаточная проработка вопросов охраны окружающей среды; нерациональное использование земель, занимаемых под строительство, сырьевых, материальных, энергетических и трудовых ресурсов; просчеты в определении сметной стоимости строительства; недостаточное использование возможностей увеличения выпуска продукции на действующих предприятиях за счет их расширения, реконструкции или технического перевооружения вместо строительства новых; слабая проработка вопросов организации строительства.
Таким образом, есть две цели государственной экспертизы проектной документации:
- Предотвращение создания объектов, строительство и эксплуатация которых нарушает права граждан и организаций или не отвечает требованиям утвержденных норм и правил.
- Оценка эффективности капитальных вложений, направляемых на строительство объектов за счет бюджетных средств.
Источник: Трушкевич А. И. «Организация проектирования и строительства», 2009 г.